Михаил Прокофьевич Атражев

Михаил Прокофьевич Атражев

Родился в самую длинную ночь 1923 года в д. Малаховке Курганской области в семье крестьян-переселенцев, переехавших в 1930г. в Москву. 1 сентября 1931г. пошел в 1 класс в школу на Чапаевском переулке у пл. Марины Расковой. В пятом классе переведен в ШКОЛУ №150, что напротив Московского аэровокзала. 11 января стал учащимся 1 МОСКОВСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВВС, которую успешно закончил 18 июня 1941 года Грянула Великая Отечественная...

С 26.06.1941 обучался в Сталиногорской (ныне Новомосковск) авиационной школе первоначального обучения. 14.08.41 самостоятельно вылетел на У-2. Затем направлен в Черниговскую авиационную школу пилотов в г. Зерноград Ростовской области. После ее эвакуации был определен в 11 Ворошиловградскую школу пилотов в г. Уральске. Однако в марте 1942г. переведен с другими курсантами в школу воздушных стрелков-радистов, окончил ее в октябре 1942г. и получил звание сержанта. После чего прибыл в г. Йошкар - Олу в запасной полк, укомплектованный ближними бомбардировщиками Пе-2.

После необходимой подготовки подразделение 10 февраля 1943г. перелетело на полевой аэродром и было включено в состав 39 АВИАЦИОННОГО БЛИЖНЕЮМБАРДИРОВОЧНОГО ПОЛКА 22 авиадивизии 17 воздушной армии, воевавшей на Юго-западном фронте.

Первый боевой вылет Михаила Прокофьевича состоялся 25 февраля 1943г. в Донбассе, атаковали колонну противника бомбами и штурмовали огнем пулеметов. 5 марта во время боевого вылета на укрепрайон немцев у г. Изюм советскую эскадрилью атаковали 4 самолета Ме-110, вооруженные пушками, подожгли правый мотор Пе-2, повредили установку стрелка-радиста. Самолет упал на деревья на своей территории. Погибли командир и штурман самолета, а стрелок -радист чудом уцелел, покинул горящую машину и укрылся в лесу, чтобы определиться с местом катастрофы. Через 4 дня в составе нового экипажа продолжил боевую работу. Всего выполнил 87 боевых вылетов, около половины из них были разведывательными. За это время участвовал в 4 воздушных боях, пережил 3 аварии, когда "самолет в дым, а экипаж невредим". В мае 1943г. был принят во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков).

В начале июня 1944г. направлен для обучения на начальника связи авиаэскадрильи в 1 МОСКОВСКОЕ ВОЕННО-АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ СВЯЗИ, которое располагалось у стадиона "Динамо" в "коробочке". Оказался во взводе, состоящем из воздушных стрелков- радистов, участников боевых действий. Командовал училищем отличный администратор генерал- майор авиации В.Э. Василькевич (впоследствии начальник ХОЗУ МГА и заместитель начальника ГосНИИ ГА)

Самым замечательным событием того времени было участие МП. в параде Победы 24 июня 1945года в составе сводного полка Московского гарнизона. В ноябре 1945г. Ему как фронтовику и отличнику учёбы, было присвоено звание «лейтенант» и он был оставлен в училище инструктором практического обучения.

1 сентября 1949г., через 8 лет после окончания спецшколы ВВС, переступил проходную в качестве слушателя радиотехнического факультета ВОЕННО-ВОЗДУШНОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменной АКАДЕМИИ им. Профессора Н.Е. Жуковского.

Далее...


Сайт управляется системой uCoz